В этой главе мы попытаемся помочь молодым родителям
научиться распознавать в поведении своего ребенка особую ткань
психической жизни, привлечь внимание к существованию достаточно сложного
поведения и вооружить неопытного наблюдателя, какими на первых порах
являются молодые родители, необходимыми знаниями о том, что происходит с
ребенком в течение первого года жизни.
Появление
нового человека в семье — событие радостное и тревожное. Как изменятся
теперь отношения в семье? Кто он — этот малыш, что и как нужно с ним
делать? Что составит круг первых родительских забот?
Период
новорожденности полностью завершается к началу третьего месяца жизни, и
младенец вступает в новый этап своего развития. Возникшая в этом
периоде индивидуальная жизнь претерпевает дальнейшие изменения. Каково
же основное психологическое новообразование в этот период?
Улыбается ли новорожденный
? На этот вопрос до сих пор нет однозначного ответа. Некоторые акушерки утверждают, что им приходилось видеть, как улыбаются только что родившиеся дети. Некоторые ученые полагают, что новорожденные улыбаются,
но только их улыбка так сильно отличается от той формы движения лицевой
мускулатуры, которую принято называть улыбкой, что мы просто не узнаем
ее у них. Что же касается младенцев второго, а тем более третьего месяца
жизни, то здесь уже все единодушны в признании существования улыбки.
Ухаживая
за своим ребенком в течение первого года жизни, родители не могут не
заметить, как изменяется его двигательное поведение. Возникнув в
процессе взаимодействия с матерью, развиваются все навыки младенца:
двигательные, сенсорные (способность ощущать) и познавательные
процессы, эмоциональные реакции и речь.
Развитие
движений, познавательных процессов, восприятия, усложнение общения со
взрослым — все это способствует возникновению и совершенствованию
действий ребенка с предметами. Действия младенца с предметами и их
развитие называются игрой-овладением. Психологический смысл таких
действий заключается в осуществлении взаимного примеривания,
соотнесениями целей и средств. Возникновение умения выделить игрушку
из поля восприятия, развитие эмоционально-положительного отношения к
ней выражаются в продолжительных фиксациях взором интересных объектов,
в умении прослеживать их разнообразные перемещения и, конечно, в
обращенной к игрушке улыбке.
Произнесение
первого слова ребенком психологи считают не началом развития речи, а
итогом целого периода. Его называют периодом предречевого развития,
поскольку ребенок в общении пока не пользуется «взрослым» языком. Однако
в это время ребенок овладевает произнесением слов и у него развивается
способность общения со взрослыми без слов на языке мимики, жестов,
взглядов, улыбки. Этот особый язык без слов (невербальная коммуникация)
формирует понимание ситуаций, слов, а также целых грамматических
конструкций. А теперь познакомимся с процессом научения младенца произносить слова.
В предречевой период закладываются
предпосылки последующего стремительного развития речи. В течение этого
периода, во-первых, усвоение речи становится необходимым для ребенка,
во-вторых, оно делается возможным, и, в-третьих, именно в это время
формируются непосредственные «предшественники», источники будущих
структур и элементов речи. Что же делает необходимым развитие
речи у ребенка уже к концу 1-го года его жизни?