Материалы сайта


Поиск



Развитие ребенка по месяцам

Из гостевой...

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS 





Суббота, 21.09.2024, 05:41

Главная » Статьи » Детская психология для родителей

Как возникает умение говорить?

Как возникает умение говорить?



Настал день, и наш ребенок начал говорить. Все родители конечно же ждут этого момента. Однако у многих это не вызывает особого удивления. Действительно, казалось бы, все не так уж сложно: младенец с самого рождения находится в мире звучащей речи, он постоянно слышит, как взрослые обращаются к нему или друг к другу с помощью слов, называя предметы определенными именами, и он должен просто запомнить, что как называется. Но сложность состоит в том, что ребенок должен сначала понять, что существуют предметы и их имена, что некоторый набор звуков может обозначать предмет или событие, передавать отношение к ним говорящего человека или его намерение сделать что-либо. Иначе говоря, ребенок должен, прежде чем начать употреблять слова, открыть для себя все то, что составляет знаковую природу речи как средства общения, что представляется столь очевидным взрослому, но отнюдь не является таковым для маленького ребенка. На 1-м году жизни младенец делает целый ряд открытий о природе речи, которые позволят ему в дальнейшем, начиная со 2-го года жизни, с поразительной быстротой и легкостью овладевать не только отдельными словами, но и правилами построения речи, всем богатством человеческого языка. Интересно отметить, что уже к 6 годам, как подсчитали ученые, ребенок знает примерно 14 тыс. слов, а это означает, что он в день выучивает около 9 новых слов (или по одному слову в каждый час бодрствования). Конечно, это усредненные данные — речевое развитие не протекает столь одинаково, но все равно это поистине стремительный прогресс!

В предречевой период закладываются предпосылки последующего стремительного развития речи. В течение этого периода, во-первых, усвоение речи становится необходимым для ребенка, во-вторых, оно делается возможным, и, в-третьих, именно в это время формируются непосредственные «предшественники», источники будущих структур и элементов речи.

Что же делает необходимым развитие речи у ребенка уже к концу 1-го года его жизни? Как показывают исследования психологов, в этом возрасте перед малышом встает целый ряд новых целей и задач, которые лишь частично являются следствием его возросших потребностей и возможностей, но также — и это главное — возникают как результат включения ребенка во все более сложное взаимодействие со взрослым. Для участия в этом взаимодействии в качестве полноценного партнера ребенок должен сообщать взрослому не только, что он что-то хочет, но и что именно он хочет; должен точнее выражать свои намерения и распознавать намерения взрослого; должен передавать и воспринимать информацию о событиях, которые совершаются здесь и теперь, а также о событиях, которые уже произошли или произойдут в будущем. Решать эти и подобные им задачи с помощью старых, уже известных младенцу приемов — крика или плача — невозможно, и ребенок оказывается перед необходимостью найти новые средства общения, которые позволили бы ему более эффективно взаимодействовать со взрослым. Именно таким коммуникативным средством организации и регуляции совместной деятельности ребенка и взрослого выступает человеческая речь.

Но как бы ни была нужна ребенку речь для решения стоящих перед ним задач, речевое развитие не может начаться до того, как сложатся определенные условия, делающие возможным усвоение языка. К таким условиям относится определенный уровень развития голосовой активности младенца.

Но не менее важную роль играет, как мы уже говорили, в развитии речи ребенка общий уровень его познавательных способностей.

Что это за способности и как они формируются? Огромную роль среди них играет способность ребенка подчинить действия одного объекта воздействию другого. Совершенствуясь в этом направлении, ребенок создает и испытывает различные схемы действия: он манипулирует одновременно несколькими предметами (например, вкладывая и вынимая игрушку из коробки); совершает одно и то же действие с разными предметами (например, постукивая палочкой по кукле, мячу, спинке кровати) или разные действия с одним предметом (например, сжимая, бросая и перекатывая с места на место мяч); разбирает или просто разбивает игрушку с помощью другой игрушки и т. д. Подобные навыки очень важны для постепенного постижения младенцем отношения «часть — целое», а также для понимания того, что вещи существуют независимо от совершаемых с ними действий. Но этот феномен появляется лишь с развитием двигательной активности ребенка.

Таким образом, совершенствующиеся манипулятивные возможности младенца обогащают, а точнее, формируют I его простейшие знания о мире физи ческих вещей. Причем если вначале ре бенок знакомится с миром главным об разом благодаря тем действиям, с по мощью которых он управляет этим ми ром, т. е. имеет своеобразное «знание через действие», то постепенно мир открывается ему и в своем независимом от действия существовании. Это играет важную роль в последующем речевом развитии.

Но как именно эти навыки связаны с последующим развитием речи? Дело в том, что описанное выше развитие ребенка в неречевой сфере подготавливает его к участию в совместной деятельности со взрослым, делая возможным их взаимодействие между собой как равноправных партнеров по общению. А именно: взаимодействие ребенка со взрослым служит, как показывают новейшие исследования психологов, непосредственным источником формирования языковой способности ребенка, его умения говорить и общаться с помощью слов.

Какая же совместная деятельность ребенка и взрослого становится непосредственным источником речевого развития? Чтобы ответить на этот вопрос, следует иметь в виду, что речь идет не о любых способах или формах общения между ребенком и взрослым, а о специфических «ритуализированных» действиях, т. е. действиях, организованных по определенным правилам, выработанным в том обществе и в той культуре, к которой принадлежат родители ребенка. Ритуализированное взаимодействие ребенка и взрослого должно иметь как бы определенный «сценарий» и быть осмысленным.

Разумеется, малыш, впервые участвуя в подобном взаимодействии, не осознает его цели или смысла, не владеет всеми средствами достижения этой цели. Но здесь принципиально важен сам факт включения ребенка в совместную деятельность со взрослым, так как именно в ходе ее происходит «разделение» знаний между взрослым и ребенком. Bp* зультате ребенок получает возможность как бы перешагнуть через границы того физического мира, который он «знает», — в мир человеческой реальности и человеческой культуры, где перед ним раскрываются закономерности взаимоотношений между людьми. Перед ребенком расширяются такие горизонты познания, которые не ограничиваются его индивидуальным опытом, а «впитывают» коллективный опыт людей.

Примером такого взаимодействия может служить «ритуал укладывания ребенка спать». Здесь налицо четкое разделение ролей между ребенком и взрослым, а также последовательность причинно связанных друг с другом действий, каждое из которых закономерно влечет за собой следующее действие: раздевание ребенка, укладывание его в постель, накрывание его одеяльцем, выключение света, наконец, колыбельная песенка и прощальный поцелуй. Все эти действия подчинены одной цели (отход ко сну), которая придает им смысл и понятна сначала только взрослому.

Другие примеры ритуализированных процедур взаимодействия — это купание ребенка, кормление его, перекатывание мяча от ребенка к взрослому, игра в прятки и т. д.

Каждый из взрослых, сотни раз проделывавший подобные действия, вероятно, не задумывается о том, насколько они важны для всего последующего развития ребенка, в том числе развития речевого. Но именно в рамках такой совместной деятельности ребенка и взрослого формируются первые представления малыша о природе языка. Кстати, не следует думать, что ребенку достаточно просто подчиняться воздействиям взрослого. Он должен быть активным, действующим участником происходящего.

Взрослый с самого начала (и постоянно) интерпретирует движения и возгласы ребенка так, как если бы они имели определенный коммуникативный смысл, т. е. приписывает им этот смысл с позиции своего взрослого понимания ситуации общения. Именно так, например, рождается указательный жест из движения руки ребенка: малыш тянется за понравившейся ему игрушкой, которую он сам не может достать, и взрослый приходит на помощь, интерпретируя движения руки ребенка как указательный жест. Таким образом, малыш постепенно осознает, что определенное движение его руки может заставить взрослого сделать желаемое, но недоступное ребенку действие.

Точно так же младенец приходит к пониманию того, что и определенное звукосочетание, которое он произносит, может привести к желаемому результату. Так, в совместной деятельности со взрослым элементарные реакции младенца на раздражители внешней среды (крик, движение хватания, поворот головы и т. п.) приобретают особый, социальный смысл, т. е. превращаются в требование, просьбу, указание, утверждение, отрицание и др.

Тем самым ребенок делает в «сотрудничестве» со взрослым первое важное открытие — о коммуникативной природе языка, о языке как средстве общения, сначала жестового, потом звукового.

Итак, речь ребенка не есть результат пассивного копирования образцов, представленных в речи взрослых. Она также не есть результат «вызревания» каких бы то ни было врожденных, изначально присущих младенцу способностей. Возникновение речи — это продукт совместной работы взрослого и ребенка, продукт их социального взаимодействия. В организации этого взаимодействия главенствующая роль поначалу принадлежит взрослому, который постепенно прокладывает ребенку путь в мир культуры и человеческого языка как элемента этой культуры.

Из этого следует вполне понятный, но очень важный для всех родителей вывод: необходимо активно строить контакт и взаимодействие с ребенком на 2-м году жизни. Совместная деятельность в любой форме поможет вашему малышу быстрее овладеть речью.



Категория: Детская психология для родителей | Добавил: Dimon (05.12.2011)
Просмотров: 1770 | Теги: детская практическая психология, Детская психология Для родителей, детская психология бесплатно, детская психология, детская психология развития | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Теги материалов

Форма входа




Закажи Письмо от Деда Мороза из Великого Устюга


Случайные фото


Последние комментарии:

Здравствуйте Ирина!
Узнать очередность в ДОУ теперь можно на сайте Госусл

Помогите ради Бога узнать очередь в садик,никак не могу зарегистрироваться на по

мы хотим посмотреть какие мы по очереди в детский сад

пОДСКАЖИТЕ КУДА В ЛИПЕЦКЕ МОЖНО СХОДИТЬ С РЕБЕНКОМ В 1.5 ГОДА?


Гартвих Дмитрий Сергеевич 30.11.2012.очередь в детский сад №22

Частный садик "Гномики"на 27 микрорайоне(Белана 1-41) http://vk.com/gn




Copyright TvoiGiD © 2008  Обратная связь Хостинг от uCoz



Rambler's Top100 Яндекс.Метрика