Что нового появляется в поведении младенца?
Период
новорожденности полностью завершается к началу третьего месяца жизни, и
младенец вступает в новый этап своего развития. Возникшая в этом
периоде индивидуальная жизнь претерпевает дальнейшие изменения. Каково
же основное психологическое новообразование в этот период? Родителям
необходимо знать, что именно в это время возникает психическая общность,
особая связь младенца и матери. Именно эта связь, психологический
контакт служат исходным пунктом дальнейшего развития у малыша осознания
собственной личности. Иначе говоря, у ребенка на этом возрастном этапе
возникает и господствует сознание «пра-мы», т. е. такое сознание
общности себя и мамы, которое еще не включает сознание себя и поэтому
лишь условно может быть обозначено как сознание «пра-мы».
Два
важных факта подтверждают справедливость такой точки зрения. Во-первых,
исследования показывают, что младенец не способен выделить из
окружающего и осознать свое собственное тело и свое самостоятельное
существование; он относится к своим рукам, ногам, пальцам как к
посторонним предметам и бессознательно учится координировать их
движения. Психическая жизнь младенца пока лишена своего центра сознания,
у него отсутствует сознание своего поведения, деятельности, своей
личности, следовательно, у него еще нет самосознания, однако есть
смутно чувствуемые, переживаемые впечатления.
Во-вторых,
экспериментально удалось установить, что для младенца социальные
отношения и отношения к предметам вначале непосредственно слиты, его
интерес к предметам зависит от возможности совместного переживания
ситуации с другим человеком. Это было продемонстрировано в следующих
экспериментах. От младенца постепенно отдаляли предмет, который по мере
отдаления терял свою притягательную силу. Однако эта сила оживала с
прежней интенсивностью, когда рядом с предметом в поле зрения ребенка
появлялся человек. Важно, что в этом возрасте младенец еще совсем не
понимает, что он может обратиться за помощью к взрослому, как это делают
более старшие дети. Таким образом было показано, что только при
соприкосновении предмета с другим человеком, в условиях психической
общности, в условиях созерцания «пра-мы» у ребенка возникает желание,
направленное на предмет.
Формирование сознания «пра-мы» во многом
обусловлено своеобразием социальной ситуации развития в младенческом
возрасте, когда в силу беспомощности младенца, незрелости его
биологических функций он максимально зависит от взрослых и свое
отношение к миру может осуществляет с помощью или через других людей.
Вот почему Л. С. Выготский называл младенцев максимально социальными
существами, оспаривая взгляд на младенца как на чисто биологическое
существо, не знающее ничего, кроме собственных внутренних переживаний,
не способное ни к какому контакту с окружающими.
|