Особые дети
В нашем государстве есть особые дети, которые имеют различные
отклонения в развитии.
Таких детей принято называть - дети с особыми образовательными
потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и
жизнедеятельности. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья - это
ребенок, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые
препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных
условий для получения образования.
Для этих детей существует особая система специального образования.
Специальное образование - это дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого детям с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия для получения образования.
Существуют разные категории особых детей с ограниченными возможностями здоровья:
- неслышащие и слабослышащие
- незрячие и слабовидящие;
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
- умственно отсталые;
- с выраженными (глубокими) нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения;
- имеющие трудности в обучении, обусловленные задержкой психического развития;
- со сложными недостатками.
Все эти дети воспитываются и обучаются в специальных (коррекционных), интегрированных и массовых общеобразовательных детских садах, школах и школах-интернатах.
Специальное образование обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья получение образования в соответствии с их способностями и возможностями в адекватной их здоровью среде обучения в целях адаптации и интеграции (реинтеграции) этих лиц в общество, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки их к трудовой деятельности и семейной жизни.
Если лицо с ограниченными возможностями здоровья признано инвалидом, специальное образование входит в индивидуальную программу реабилитации инвалида в соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на:
- бесплатное обследование психолого-медико-педагогической комиссией или медико-социальной экспертной комиссией;
- медико-психолого-педагогическую коррекцию физического и (или) психического недостатков с момента их обнаружения независимо от степени их выраженности в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии;
- бесплатное дошкольное образование, начальное общее и основное общее образование с возраста шести-восьми лет в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной учебной программой. Сроки освоения основных общеобразовательных программ начального общего и основного общего образования определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и не могут быть менее чем девять лет;
- получение бесплатного образования в специальном образовательном учреждении, образовательном учреждении интегрированного обучения, специальном образовательном подразделении или в образовательном учреждении общего назначения в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями);
- бесплатное образование в образовательном учреждении независимо от его организационно-правовой формы в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) независимо от формы получения образования, гарантируемое государственным именным образовательным обязательством;
- обеспечение в соответствии с социальными или медицинскими показаниями транспортными средствами для доставки в ближайшее соответствующее образовательное учреждение. Порядок обеспечения транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.