Материалы сайта


Поиск



Развитие ребенка по месяцам

Из гостевой...

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS 





Суббота, 21.09.2024, 05:56

Главная » Статьи » Детская психология для родителей

Как возникает умение произносить слова?

Как возникает умение произносить слова?


Произнесение первого слова ребенком психологи считают не началом развития речи, а итогом целого периода. Его называют периодом предречевого развития, поскольку ребенок в общении пока не пользуется «взрослым» языком. Однако в это время ребенок овладевает произнесением слов и у него развивается способность общения со взрослыми без слов на языке мимики, жестов, взглядов, улыбки. Этот особый язык без слов (невербальная коммуникация) формирует понимание ситуаций, слов, а также целых грамматических конструкций.
А теперь познакомимся с процессом научения младенца произносить слова.

Родившись, новорожденный много плачет. Как правило, это длящийся на одной ноте крик. Однако можно услышать особые звуки, издаваемые им при ощущении комфорта и дискомфорта. Случайные движения артикулярного аппарата во время прерывистого крика младенца и имитации сосательных движений оказывают существенное влияние на обогащение звукового словаря. Вокализации приобретают различный характер и форму в зависимости от физиологических реакций младенца на внутренние состояния и условия внешней среды. Модулирование звука происходит благодаря возникновению полных или частичных преград внутри артикуляционного аппарата.

К 4-му месяцу жизни ребенок начинает радостно реагировать на обращенную к нему речь, улыбается, услышав голос взрослого. У него может появиться гуканье в ответ на ласковую речь близких ему людей.

Скачок в развитии голосовой активности младенца знаменуется появлением гуления (3—4 месяца), когда ребенок как бы играет со звуками, получая удовольствие от их произнесения. В результате гуления малыш приобретает элементарные навыки произнесения определенных звуков и звукосочетаний.

Вначале ребенок произносит отдельные главные звуки, такие, как а и о, и согласные м, б, л, д. Чаще всего ребенок произносит эти звуки по утрам, играя в кроватке или разговаривая со взрослым. Постепенно ребенок начинает произносить определенные звукосочетания, среди которых выделяются своеобразные повторы одних и тех же слогов, называемые обычно лепетом. Это звукосочетания типа дай-дай-дай, та-та-та, ма-ма-ма. И лишь к концу 1-го года жизни появляются первые слова. Как правило, это звукоподражания, например: бах, га-га-га, ава, или особые звукосочетания, понятные только матери и ребенку и употребляемые в определенной ситуации, например: фа — шапка, кахн — бутылочка, гуг — медведь. Такие слова у каждого ребенка свои.

Ученые обращают внимание на то, что из всего разнообразия произносимых ребенком звуков лишь некоторые соответствуют физическим признакам того языка, на котором говорят с ребенком родители и который ему предстоит усвоить. А как же происходит формирование соответствия услышанного и произносимого звуков? По мнению многих ученых, главная роль в этом процессе принадлежит имитации, повторению слышимых звуков.

Выделяют несколько фаз в развитии этой речевой способности. Для первой фазы характерна простейшая имитация, поскольку здесь ребенок, отвечая звуком на звук, еще не заботится о соответствии услышанного и произносимого звуков. Вторая фаза характеризуется практически полным исчезновением вокализации в моменты речевого общения со взрослым. Повышается внимательность ребенка, он становится более напряженным, кажется, что он буквально «смотрит нам в рот». Теперь малыш как бы отвлекается от звуковой стороны речи, которая всецело поглощала его прежде, и реагирует на содержание произносимого слова. Начало третьей фазы — интенсивного развития имитационной речи — совпадает с периодом, когда в поведении ребенка появляются специфические ответы на специфическую речь. Младенец открывает для себя, что он не только может вызвать одобрение взрослых, действуя в соответствии с их речевыми требованиями, но что и сам может вызвать ту же реакцию в других, произнося определенные звуки. На этой новой стадии предречевого развития впервые смысловую окраску приобретают как действия самого ребенка, осуществляемые в ответ на обращенную к нему речь, так и то, что он произносит. Недостаточность, ограниченность речевого контакта ребенка и взрослого на этом этапе приводят к существенной задержке его речевого развития. Необходимо отметить, что недостаточность речевого контакта возникает не только тогда, когда родители мало говорят с ребенком, но и в тех случаях, когда взрослые говорят излишне много. Mногословие и усложненность речи  — своеобразный тормоз на этапе речевого развития.

Здесь мы приводим этапы развития собственной голосовой активности младенцев:

2—3 месяца — возникновение первых спонтанных вокализаций;

2—4    месяца — использование их в «разговоре» со взрослым;

3—4    месяца — гуление;

6—8    месяцев — исчезновение вокализаций в моменты речевого общения со взрослым;

7—8    месяцев — лепет, вокализация при манипуляциях;

10—12 месяцев — выражение эмоционального отношения своеобразными звукосочетаниями, умение произносить первые слоги и 1—2 слова, часто понятных лишь матери и ребенку.

Развитие собственной голосовой активности — это лишь одна сторона процесса развития речи младенца. Не менее важным является возникновение и усложнение неречевых взаимодействий, разнообразных способов передачи информации между ребенком и матерью.

По мнению известного французского психолога Ж. Пиаже, возможность усвоения языка зависит от развития у ребенка познавательных способностей, решающую роль среди которых играет способность подчинить действия одного объекта путем воздействия другого. В соответствии с уровнем собственного развития ребенок приобретает умение управлять действиями взрослого. В контексте «диалог — действие» и происходит формирование языка на основе до-речевых способов общения.



Категория: Детская психология для родителей | Добавил: Dimon (05.12.2011)
Просмотров: 1390 | Теги: детская практическая психология, Детская психология Для родителей, детская психология бесплатно, детская психология, детская психология развития | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Теги материалов

Форма входа




Закажи Письмо от Деда Мороза из Великого Устюга


Случайные фото


Последние комментарии:

Здравствуйте Ирина!
Узнать очередность в ДОУ теперь можно на сайте Госусл

Помогите ради Бога узнать очередь в садик,никак не могу зарегистрироваться на по

мы хотим посмотреть какие мы по очереди в детский сад

пОДСКАЖИТЕ КУДА В ЛИПЕЦКЕ МОЖНО СХОДИТЬ С РЕБЕНКОМ В 1.5 ГОДА?


Гартвих Дмитрий Сергеевич 30.11.2012.очередь в детский сад №22

Частный садик "Гномики"на 27 микрорайоне(Белана 1-41) http://vk.com/gn




Copyright TvoiGiD © 2008  Обратная связь Хостинг от uCoz



Rambler's Top100 Яндекс.Метрика