Как возникает умение произносить слова?
Произнесение
первого слова ребенком психологи считают не началом развития речи, а
итогом целого периода. Его называют периодом предречевого развития,
поскольку ребенок в общении пока не пользуется «взрослым» языком. Однако
в это время ребенок овладевает произнесением слов и у него развивается
способность общения со взрослыми без слов на языке мимики, жестов,
взглядов, улыбки. Этот особый язык без слов (невербальная коммуникация)
формирует понимание ситуаций, слов, а также целых грамматических
конструкций. А теперь познакомимся с процессом научения младенца произносить слова.
Родившись,
новорожденный много плачет. Как правило, это длящийся на одной ноте
крик. Однако можно услышать особые звуки, издаваемые им при ощущении
комфорта и дискомфорта. Случайные движения артикулярного аппарата во
время прерывистого крика младенца и имитации сосательных движений
оказывают существенное влияние на обогащение звукового словаря.
Вокализации приобретают различный характер и форму в зависимости от
физиологических реакций младенца на внутренние состояния и условия
внешней среды. Модулирование звука происходит благодаря возникновению
полных или частичных преград внутри артикуляционного аппарата.
К
4-му месяцу жизни ребенок начинает радостно реагировать на обращенную к
нему речь, улыбается, услышав голос взрослого. У него может появиться
гуканье в ответ на ласковую речь близких ему людей.
Скачок в
развитии голосовой активности младенца знаменуется появлением гуления
(3—4 месяца), когда ребенок как бы играет со звуками, получая
удовольствие от их произнесения. В результате гуления малыш приобретает
элементарные навыки произнесения определенных звуков и звукосочетаний.
Вначале
ребенок произносит отдельные главные звуки, такие, как а и о, и
согласные м, б, л, д. Чаще всего ребенок произносит эти звуки по утрам,
играя в кроватке или разговаривая со взрослым. Постепенно ребенок
начинает произносить определенные звукосочетания, среди которых
выделяются своеобразные повторы одних и тех же слогов, называемые обычно
лепетом. Это звукосочетания типа дай-дай-дай, та-та-та, ма-ма-ма. И
лишь к концу 1-го года жизни появляются первые слова. Как правило, это
звукоподражания, например: бах, га-га-га, ава, или особые
звукосочетания, понятные только матери и ребенку и употребляемые в
определенной ситуации, например: фа — шапка, кахн — бутылочка, гуг —
медведь. Такие слова у каждого ребенка свои.
Ученые обращают
внимание на то, что из всего разнообразия произносимых ребенком звуков
лишь некоторые соответствуют физическим признакам того языка, на котором
говорят с ребенком родители и который ему предстоит усвоить. А как же
происходит формирование соответствия услышанного и произносимого звуков?
По мнению многих ученых, главная роль в этом процессе принадлежит
имитации, повторению слышимых звуков.
Выделяют несколько фаз в
развитии этой речевой способности. Для первой фазы характерна простейшая
имитация, поскольку здесь ребенок, отвечая звуком на звук, еще не
заботится о соответствии услышанного и произносимого звуков. Вторая фаза
характеризуется практически полным исчезновением вокализации в моменты
речевого общения со взрослым. Повышается внимательность ребенка, он
становится более напряженным, кажется, что он буквально «смотрит нам в
рот». Теперь малыш как бы отвлекается от звуковой стороны речи, которая
всецело поглощала его прежде, и реагирует на содержание произносимого
слова. Начало третьей фазы — интенсивного развития имитационной речи —
совпадает с периодом, когда в поведении ребенка появляются специфические
ответы на специфическую речь. Младенец открывает для себя, что он не
только может вызвать одобрение взрослых, действуя в соответствии с их
речевыми требованиями, но что и сам может вызвать ту же реакцию в
других, произнося определенные звуки. На этой новой стадии предречевого
развития впервые смысловую окраску приобретают как действия самого
ребенка, осуществляемые в ответ на обращенную к нему речь, так и то, что
он произносит. Недостаточность, ограниченность речевого контакта
ребенка и взрослого на этом этапе приводят к существенной задержке его
речевого развития. Необходимо отметить, что недостаточность речевого
контакта возникает не только тогда, когда родители мало говорят с
ребенком, но и в тех случаях, когда взрослые говорят излишне много.
Mногословие и усложненность речи — своеобразный тормоз на этапе
речевого развития.
Здесь мы приводим этапы развития собственной голосовой активности младенцев:
2—3 месяца — возникновение первых спонтанных вокализаций;
2—4 месяца — использование их в «разговоре» со взрослым;
3—4 месяца — гуление;
6—8 месяцев — исчезновение вокализаций в моменты речевого общения со взрослым;
7—8 месяцев — лепет, вокализация при манипуляциях;
10—12
месяцев — выражение эмоционального отношения своеобразными
звукосочетаниями, умение произносить первые слоги и 1—2 слова, часто
понятных лишь матери и ребенку.
Развитие собственной голосовой
активности — это лишь одна сторона процесса развития речи младенца. Не
менее важным является возникновение и усложнение неречевых
взаимодействий, разнообразных способов передачи информации между
ребенком и матерью.
По мнению известного французского психолога
Ж. Пиаже, возможность усвоения языка зависит от развития у ребенка
познавательных способностей, решающую роль среди которых играет
способность подчинить действия одного объекта путем воздействия другого.
В соответствии с уровнем собственного развития ребенок приобретает
умение управлять действиями взрослого. В контексте «диалог — действие» и
происходит формирование языка на основе до-речевых способов общения.
|