Как происходит развитие действия младенца с предметами?
Развитие
движений, познавательных процессов, восприятия, усложнение общения со
взрослым — все это способствует возникновению и совершенствованию
действий ребенка с предметами. Действия младенца с предметами и их
развитие называются игрой-овладением. Психологический смысл таких
действий заключается в осуществлении взаимного примеривания,
соотнесениями целей и средств.
Возникновение умения выделить игрушку
из поля восприятия, развитие эмоционально-положительного отношения к
ней выражаются в продолжительных фиксациях взором интересных объектов,
в умении прослеживать их разнообразные перемещения и, конечно, в
обращенной к игрушке улыбке. Эти реакции появляются у детей на 3— 4-м
месяце жизни. Опыты психологов показывают, что в течение 1-го года
жизни последовательно сменяются предметы, способные привлекать
внимание ребенка; смена объектов представляется следующей: черно-белые
картинки интереснее ярких и блестящих; объекты, имеющие три измерения,
интереснее плоских. Развитие действий с предметами начинается с
приобретения младенцем умения захватывать игрушку рукой под контролем
зрения. Первый признак этого умения — нечеткая двигательная активность
предплечий и кистей рук младенца, которая проявляется в момент, когда
игрушка находится недалеко от ребенка. Взгляд ребенка направлен в
сторону игрушки. Этому предшествует рассматривание ребенком собственных
рук и вложенной в них игрушки, повторное размахивание рукой, ощупывания
своих рук и вложенной в них игрушки, умение поворачивать голову и глаза
к источнику звука.
Постепенно диффузные движения младенца сменяются
попытками протягивать руки в направлении желаемой игрушки. Эти движения
вначале бывают плохо координированными, так что младенцу лишь иногда
удается задеть игрушку рукой. Постепенно двигательное умение младенца
совершенствуется настолько, что время, необходимое ему для захвата
игрушки, перестает зависеть от ее размера и расстояния от ребенка.
В
период, когда происходит формирование захвата одного предмета, вторая
игрушка обычно игнорируется ребенком. Но если внимание младенца, который
держит какой-то предмет, переключить на новую игрушку, то его рука
непроизвольно разжимается, предмет выпадает» а ребенок, как будто и не
замечая этого, устремляется к новой игрушке. Манипуляции с удерживаемым
предметом не зависят от особенностей самих предметов и выражаются в
действиях типа: достать, удержать, отправить в рот, бросить, махать,
рассматривать, прислушиваться.
К 8 месяцам ребенок в совершенстве
умеет захватывать предметы. Теперь при захвате второй игрушки он уже не
теряет первую. В это же время появляются новые способы действия
младенцев с игрушками: перекладывание из руки в руку и постукивание о
поверхность.
Начиная с 9—10-го месяца жизни дети уже могут
одновременно действовать с тремя предметами, рот тоже используется как
руки. Усложняется характер манипуляции с игрушкой. Репертуар действий
ребенка с предметами теперь довольно богатый: бросание игрушки,
нанизывание, вкладывание, открывание, катание, сжимание, скручивание,
разъединение и т. д. Ребенок учится применять одни и те же действия по
отношению к разным объектам и разные действия по отношению к одному и
тому же объекту, он учится выполнять сложные действия, необходимые для
достижения определенных целей. К концу 1-го года жизни ребенок
приобретает значительную двигательную умелость и ловкость. А
формирующаяся способность самостоятельно ходить значительно расширяет
возможности малыша в исследовании разнообразных предметов и развитии
действий с ними.
|