Как протекает двигательное развитие младенца?
Ухаживая
за своим ребенком в течение первого года жизни, родители не могут не
заметить, как изменяется его двигательное поведение. Возникнув в
процессе взаимодействия с матерью, развиваются все навыки младенца:
двигательные, сенсорные (способность ощущать) и познавательные
процессы, эмоциональные реакции и речь.
Первые двигательные реакции
новорожденного строятся на основе безусловных двигательных рефлексов.
Это поиск ртом и сосание, случайное схватывание вложенных в кулачок
предметов, случайная остановка взгляда на попавших в поле зрения вещах
или лицах, вздрагивание при резком звуке, свете, принятие определенной
позы в определенном положении (например, позы фехтовальщика в положении
лежа на спине), автоматическая походка и т. д.
Вместе с тем к концу
2-го месяца жизни младенец уже умеет контролировать движения глаз,
останавливать их на интересных объектах и прослеживать, правда
скачкообразно, медленные передвижения этих объектов. К концу 2-го
месяца начинают угасать такие безусловные рефлексы, как автоматическая
походка, рефлекс ползания, не выявляется асимметричный шейно-тонический
рефлекс (поза фехтовальщика), снижается тонус или мышечное напряжение в
верхних конечностях и увеличивается количество активных движений. К
началу 3-го месяца у ребенка формируются рефлексы, позволяющие ему
разгибать ручки и ножки, а также так называемый шейный симметричный
рефлекс, который особенно хорошо выражен в 4-месячном возрасте,
благодаря чему ребенок поднимает голову и весь плечевой пояс.
В
течение 3-го и 4-го месяцев жизни у младенца развивается зрительно-
моторная координация: ребенок, лежа на спине, поднимает ручки к лицу и
долго рассматривает их, следит за движущимся предметом и тянется к
нему, двигательно возбуждается при виде интересных объектов, когда они
находятся на близком от него расстоянии (т. е. на таком расстоянии, при
котором ребенок мог бы, если бы умел, дотянуться до них рукой). Развитие
зрительно-моторной координации движений руки под контролем зрения дает
младенцу возможность осуществлять первые целенаправленные действия:
активные захваты игрушек.
К 5 месяцам ребенок может самостоятельно
перевернуться со спины на живот, активно захватывает ты, хотя и не очень
хорошо. При потягивании за ручки малыш садится, а в 6 месяцев сидит
самостоятельно. К 7 месяцам повышенное мышечное напряжение уменьшается,
развивается разгибательный тонус, появляется реакция опоры. К 8 месяцам
резко возрастает двигательная активность ребенка: он переворачивается с
живота на спинку и обратно, садится, встает на четвереньки, уверенно
крутит головой. Берет предметы, в предметных манипуляциях участвуют
обе руки. В 9 месяцев ребенок пытается встать, цепляясь за опору,
поочередно подтягивая ноги, помогая рукой выпрямить колени. В 10
месяцев самостоятельно встает и пытается ходить, но падает. Подолгу
играет игрушками, при этом в работе руки впервые активно участвуют
второй и третий пальцы. К началу 2-го года жизни большинство детей
умеют ходить, сохраняя неустойчивое равновесие.
Таким образом, в
результате двигательного развития у младенца возникает способность к
контролю движения головы, руки и туловища, что позволяет ему удерживать
голову, хватать, сидеть, стоять и ходить. Именно эти реакции
обеспечивают возможность расширения поля восприятия ребенка и
возникновения первых форм его предметной деятельности. Их отсутствие в
поведенческом репертуаре годовалого ребенка должно привлечь к себе
внимание родителей, которым следует немедленно обратиться за
консультацией к врачу- психоневрологу или детскому невропатологу. Для
того чтобы родителям было легче контролировать ход двигательного
развития малыша, отметим наиболее важные периоды: 0—3 месяца — преобладание диффузной двигательной активности, ребенок поднимает голову и удерживает ее, поднимается на локтях; 3—4
месяца — появление первых целенаправленных движений, возникновение
зрительно-моторной координации, совершенствование умения удерживать
предмет в руке; 5—8 месяцев — ребенок захватывает игрушку и удерживает ее, совершенствуется умение сидеть и садиться; 8—12 месяцев — развитие умения ползать, стоять, ходить.
Одним
из основных феноменов психической жизни младенца является специфически
человеческий феномен психической активности, которая почти с первых
недель существования ребенка организует, направляет и развивает его
поведение. Уже отмечалось, что проявление этого феномена у младенцев
можно наблюдать лишь тогда, когда в его восприятии возникают и
существуют особые «ожидания».
Как же происходит развитие самих процессов восприятия?
Развитие
восприятия тесно связано с развитием систем организма, которые
обеспечивают прием, переработку, фиксацию поступающей из внешнего мира
информации и ее воспроизведение в актах узнавания и припоминания
объектов. Такие системы получили название сенсорных (лат. sensus —
чувство).
Развитие сенсорных систем начинается в первые дни жизни с
функционирования врожденных рефлексов и быстро развивающихся на их
основе условных рефлексов. Появление зрительного и слухового
сосредоточения (1—2 месяца), умения прослеживать разнообразные движения
предмета (2— 3 месяца), умение локализовать положение звука в
пространстве (2 месяца) создают необходимые предпосылки для развития
слухо-зрительно-моторной координации (5 месяцев). Эти координации
составляют необходимое условие дальнейшего умственного развития.
Вначале развитие восприятия опережает совершенствование двигательных
функций. В процессе зрительного овладения предметом у ребенка
формируется устойчивый интерес к игрушкам, на основе которого
развивается способность целенаправленного захвата предметов.
Овладев
умением захватывать предмет под контролем зрения, ребенок в
большинстве случаев немедленно отправляет его в рот. По-видимому, на
этом этапе сенсорные сигналы, идущие ото рта, являются наиболее
информативными. Постепенно увеличивается время на зрительное
исследование предмета, ребенок учится прислушиваться к его звучанию,
усложняется характер манипуляций с предметами, внимание становится
более устойчивым.
Именно во время практических кон тактов с внешним
миром на основе взаимодействия со взрослым и развития процесса
восприятия формируется первый понятийный мир ребенка. Эксперименты
немецких психологов дали основания считать, что уже в первые месяцы
жизни у младенцев имеется представление о постоянстве некоторых
объектов внешнего мира. Даже 8-недельные дети предугадывают повторное
появление предмета, скрывающегося за экраном: поворачивают глаза,
чтобы фиксировать тот край экрана, из-за которого должен показаться
предмет. В одном из экспериментов был выявлен парадоксальный факт —
дети продолжали следить за предметом после его остановки. Покадровый
анализ видеомагнитофонной записи показал, что все дети, даже самые
маленькие (12 недель), при остановке предмета прекращали прослеживание
на несколько долей секунд, а затем возобновляли движение глаз по
бывшей траектории следования предмета. Таким образом, дети в
возрасте от 2 до 4 месяцев владеют особыми способами определения
идентичности предмета: «предмет остается тем же, пока он находится на
одном и том же месте» и «предмет остается тем же, пока он сохраняет
одну и ту же траекторию движения». Иными словами, в этом возрасте дети
узнают объект только на основании характеристик движения, не принимая
во внимание другие его признаки.
Один из важных этапов
психологического развития младенца — поведение качественно нового
уровня: осуществление действия на основе образа предмета. В поведении
малыша эта способность проявляется в умении доставать спрятанную на
глазах у ребенка игрушку (например, в карман или под платок). Ранее
считалось, что 8-месячные дети перестают в такой ситуации обращать
внимание на игрушку. Однако современные ученые выяснили, что ребенок
может достать игрушку даже при внезапном наступлении темноты.
Данные экспериментов показывают, что поведение ребенка по отношению к исчезнувшему предмету определяется
имеющейся у ребенка первоначальной картиной мира, которая состоит из
некоторых знаний об объектах и пространстве и о правилах перемещения
объектов в пространстве.
Итак, можно выделить следующие важнейшие периоды в развитии восприятия:
1-2 месяца — возникновение зрительных фиксаций и прослеживаний, локализация звука в пространстве; четкое видение мира;
2-4
месяца — возникновение способности зрительно предвосхищать
информацию при ее актуальном отсутствии; возникновение
зрительно-моторной координации; выделение в зрительном поле человека,
специфическая реакция на человеческий голос;
9 месяцев — поиск
спрятанного объекта, приобретение способности к сохранению на некоторое
время образа отсутствующего объекта и к организации на основе этого
образа сложного действия. Таким образом, к началу 2-го года жизни у
младенца имеется элементарная внутренняя картина внешнего мира и его
поведение зависит не только от непосредственно воспринимаемых ребенком
объектов, но и от его ожиданий определенных свойств этих объектов, а
может быть, и от весьма значительных, еще до конца не понятых
взрослыми представлений о них.
Понаблюдайте за своим малышом — и вы заметите все то новое, что появляется при развитии восприятия ребенка.
|