Материалы сайта


Поиск



Развитие ребенка по месяцам

Из гостевой...

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS 





Суббота, 21.09.2024, 06:05

Главная » Статьи » Детская психология для родителей

Как протекает двигательное развитие младенца?

Как протекает двигательное развитие младенца?



Ухаживая за своим ребенком в течение первого года жизни, родители не могут не заметить, как изменяется его двига­тельное поведение. Возникнув в процес­се взаимодействия с матерью, развива­ются все навыки младенца: двигатель­ные, сенсорные (способность ощу­щать) и познавательные процессы, эмо­циональные реакции и речь.

Первые двигательные реакции ново­рожденного строятся на основе безу­словных двигательных рефлексов. Это поиск ртом и сосание, случайное схватывание вложенных в кулачок предме­тов, случайная остановка взгляда на попавших в поле зрения вещах или ли­цах, вздрагивание при резком звуке, свете, принятие определенной позы в определенном положении (например, позы фехтовальщика в положении ле­жа на спине), автоматическая поход­ка и т. д.

Вместе с тем к концу 2-го месяца жизни младенец уже умеет контроли­ровать движения глаз, останавливать их на интересных объектах и просле­живать, правда скачкообразно, медлен­ные передвижения этих объектов. К кон­цу 2-го месяца начинают угасать такие безусловные рефлексы, как автоматиче­ская походка, рефлекс ползания, не вы­является асимметричный шейно-тонический рефлекс (поза фехтовальщика), снижается тонус или мышечное напря­жение в верхних конечностях и увели­чивается количество активных движе­ний.
К началу 3-го месяца у ребенка фор­мируются рефлексы, позволяющие ему разгибать ручки и ножки, а также так называемый шейный симметричный рефлекс, который особенно хорошо вы­ражен в 4-месячном возрасте, благода­ря чему ребенок поднимает голову и весь плечевой пояс.

В течение 3-го и 4-го месяцев жиз­ни у младенца развивается зрительно- моторная координация: ребенок, лежа на спине, поднимает ручки к лицу и долго рассматривает их, следит за дви­жущимся предметом и тянется к нему, двигательно возбуждается при виде интересных объектов, когда они находятся на близком от него расстоянии (т. е. на таком расстоянии, при котором ребенок мог бы, если бы умел, дотянуться до них рукой). Развитие зрительно-моторной координации движений руки под контролем зрения дает младенцу возможность осуществлять первые целенаправленные действия: активные захваты игрушек.

К 5 месяцам ребенок может самостоятельно перевернуться со спины на живот, активно захватывает ты, хотя и не очень хорошо. При  потягивании за ручки малыш садится, а в 6 месяцев сидит самостоятельно. К 7 месяцам повышенное мышечное напряже­ние уменьшается, развивается разгибательный тонус, появляется реакция опоры. К 8 месяцам резко возрастает двигательная активность ребенка: он переворачивается с живота на спинку и обратно, садится, встает на четверень­ки, уверенно крутит головой. Берет пред­меты, в предметных манипуляциях уча­ствуют обе руки. В 9 месяцев ребенок пы­тается встать, цепляясь за опору, по­очередно подтягивая ноги, помогая ру­кой выпрямить колени. В 10 месяцев самостоятельно встает и пытается хо­дить, но падает. Подолгу играет игруш­ками, при этом в работе руки впервые активно участвуют второй и третий пальцы. К началу 2-го года жизни боль­шинство детей умеют ходить, сохраняя неустойчивое равновесие.

Таким образом, в результате двига­тельного развития у младенца возникает способность к контролю движения го­ловы, руки и туловища, что позволяет ему удерживать голову, хватать, сидеть, стоять и ходить. Именно эти реакции обеспечивают возможность расширения поля восприятия ребенка и возникно­вения первых форм его предметной дея­тельности. Их отсутствие в поведенче­ском репертуаре годовалого ребенка должно привлечь к себе внимание ро­дителей, которым следует немедленно обратиться за консультацией к врачу- психоневрологу или детскому невро­патологу. Для того чтобы родителям было легче контролировать ход двига­тельного развития малыша, отметим наиболее важные периоды:
0—3 месяца — преобладание диф­фузной двигательной активности, ре­бенок поднимает голову и удерживает ее, поднимается на локтях;
3—4 месяца — появление первых целенаправленных движений, возникно­вение зрительно-моторной координа­ции, совершенствование умения удер­живать предмет в руке;
5—8 месяцев — ребенок захваты­вает игрушку и удерживает ее, совер­шенствуется умение сидеть и садиться;
8—12 месяцев — развитие умения ползать, стоять, ходить.

Одним из основных феноменов психической жизни младенца является специфически человеческий феномен психической активности, которая поч­ти с первых недель существования ре­бенка организует, направляет и разви­вает его поведение. Уже отмечалось, что проявление этого феномена у младенцев можно наблюдать лишь тогда, когда в его восприятии возникают и суще­ствуют особые «ожидания».

Как же происходит развитие самих процессов восприятия?

Развитие восприятия тесно связа­но с развитием систем организма, ко­торые обеспечивают прием, переработ­ку, фиксацию поступающей из внешне­го мира информации и ее воспроизве­дение в актах узнавания и припомина­ния объектов. Такие системы получи­ли название сенсорных (лат. sensus — чувство).

Развитие сенсорных систем начи­нается в первые дни жизни с функцио­нирования врожденных рефлексов и быстро развивающихся на их основе условных рефлексов. Появление зри­тельного и слухового сосредоточения (1—2 месяца), умения прослеживать разнообразные движения предмета (2— 3 месяца), умение локализовать положе­ние звука в пространстве (2 месяца) соз­дают необходимые предпосылки для раз­вития слухо-зрительно-моторной коор­динации (5 месяцев). Эти координации составляют необходимое условие даль­нейшего умственного развития. Внача­ле развитие восприятия опережает со­вершенствование двигательных функций. В процессе зрительного овладения пред­метом у ребенка формируется устой­чивый интерес к игрушкам, на основе которого развивается способность целе­направленного захвата предметов.

Овладев умением захватывать пред­мет под контролем зрения, ребенок в большинстве случаев немедленно от­правляет его в рот. По-видимому, на этом этапе сенсорные сигналы, идущие ото рта, являются наиболее информа­тивными. Постепенно увеличивается вре­мя на зрительное исследование предме­та, ребенок учится прислушиваться к его звучанию, усложняется характер ма­нипуляций с предметами, внимание ста­новится более устойчивым.

Именно во время практических кон­ тактов с внешним миром на основе вза­имодействия со взрослым и развития процесса восприятия формируется пер­вый понятийный мир ребенка.
Эксперименты немецких психологов дали основания считать, что уже в пер­вые месяцы жизни у младенцев имеет­ся представление о постоянстве неко­торых объектов внешнего мира. Даже 8-недельные дети предугадывают по­вторное появление предмета, скрываю­щегося за экраном: поворачивают гла­за, чтобы фиксировать тот край экра­на, из-за которого должен показаться предмет.
В одном из экспериментов был выяв­лен парадоксальный факт — дети про­должали следить за предметом после его остановки. Покадровый анализ ви­деомагнитофонной записи показал, что все дети, даже самые маленькие (12 не­дель), при остановке предмета прекра­щали прослеживание на несколько до­лей секунд, а затем возобновляли дви­жение глаз по бывшей траектории сле­дования предмета.
Таким образом, дети в возрасте от 2 до 4 месяцев владеют особыми спосо­бами определения идентичности пред­мета: «предмет остается тем же, пока он находится на одном и том же месте» и «предмет остается тем же, пока он со­храняет одну и ту же траекторию дви­жения». Иными словами, в этом возрас­те дети узнают объект только на осно­вании характеристик движения, не при­нимая во внимание другие его при­знаки.

Один из важных этапов психологиче­ского развития младенца — поведение качественно нового уровня: осуществле­ние действия на основе образа предме­та. В поведении малыша эта способ­ность проявляется в умении доставать спрятанную на глазах у ребенка игруш­ку (например, в карман или под пла­ток). Ранее считалось, что 8-месячные дети перестают в такой ситуации обра­щать внимание на игрушку. Однако со­временные ученые выяснили, что ребе­нок может достать игрушку даже при внезапном наступлении темноты.

Данные экспериментов показывают, что поведение ребенка по отношению к исчезнувшему предмету определя­ется имеющейся у ребенка первоначаль­ной картиной мира, которая состоит из некоторых знаний об объектах и про­странстве и о правилах перемещения объектов в пространстве.

Итак, можно выделить следующие важнейшие периоды в развитии восприя­тия:

1-2    месяца — возникновение зри­тельных фиксаций и прослеживаний, локализация звука в пространстве; чет­кое видение мира;

2-4    месяца — возникновение спо­собности зрительно предвосхищать ин­формацию при ее актуальном отсутствии; возникновение зрительно-моторной ко­ординации; выделение в зрительном по­ле человека, специфическая реакция на человеческий голос;

9 месяцев — поиск спрятанного объекта, приобретение способности к сохранению на некоторое время образа отсутствующего объекта и к организа­ции на основе этого образа сложного действия.
Таким образом, к началу 2-го года жизни у младенца имеется элементар­ная внутренняя картина внешнего мира и его поведение зависит не только от непосредственно воспринимаемых ребен­ком объектов, но и от его ожиданий определенных свойств этих объектов, а может быть, и от весьма значитель­ных, еще до конца не понятых взрос­лыми представлений о них.

Понаблюдайте за своим малышом — и вы заметите все то новое, что появ­ляется при развитии восприятия ре­бенка.



Категория: Детская психология для родителей | Добавил: Dimon (05.12.2011)
Просмотров: 2854 | Теги: детская психология развития, детская психология, Детская психология Для родителей, детская психология бесплатно, детская практическая психология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Теги материалов

Форма входа




Закажи Письмо от Деда Мороза из Великого Устюга


Случайные фото


Последние комментарии:

Здравствуйте Ирина!
Узнать очередность в ДОУ теперь можно на сайте Госусл

Помогите ради Бога узнать очередь в садик,никак не могу зарегистрироваться на по

мы хотим посмотреть какие мы по очереди в детский сад

пОДСКАЖИТЕ КУДА В ЛИПЕЦКЕ МОЖНО СХОДИТЬ С РЕБЕНКОМ В 1.5 ГОДА?


Гартвих Дмитрий Сергеевич 30.11.2012.очередь в детский сад №22

Частный садик "Гномики"на 27 микрорайоне(Белана 1-41) http://vk.com/gn




Copyright TvoiGiD © 2008  Обратная связь Хостинг от uCoz



Rambler's Top100 Яндекс.Метрика