Развитие нервной деятельностиНервная система ребенка, с которой он появился на свет, является основанием для дальнейшего развития. Она способна к быстрому развитию, но может быть также испорчена или задержана в своем развитии. Все это зависит от нас. Занимайтесь своим ребенком, но насильно не ускоряйте его развития. Наблюдая за развитием ребенка, вы будете испытывать большую радость, но нельзя требовать невозможного. Честолюбивые родители, стремящиеся к тому, чтобы их ребенок опередил всех остальных в своем развитии, достигнут скорее обратного результата: у ребенка будут издерганы нервы и психическое развитие его будет задержано. Нужно культивировать развитие его чувства, его нервной и душевной деятельности. Родители, которые не стремятся к этому сознательно, делают это бессознательно самым своим поведением, достигая часто, против своего желания, таких результатов, которые не нравятся им самим. Этому как раз и можно воспрепятствовать. Нужно развивать психику и характер ребенка сознательно так, чтобы из него получилось то, что мы хотим. Упражнения для психического развития ребенка однако нужно начать вовремя, с самого раннего возраста, и продолжать их нужно беспрерывно. На детское сознание можно оказывать очень сильное воздействие, правильно руководя воспитанием, и показывая пример, потому что психика человека при рождении не является «чистой доской», и ребенок приходит на свет уже с разными способностями. Многое из того, что в будущем не пошло бы на пользу ребенку, мы можем сами оформить и изменить. Запустив развитие психической стороны ребенка, мы бы задержали его умственное развитие, а многие способности могли бы вовсе не развиться. Если вам кажется, что ребенок в развитии отстает, удвойте заботу о нем. Если обнаружится бросающееся в глаза несоответствие в развитии (скажем, опаздывает приблизительно на два месяца), посоветуйтесь с врачом. Каждый не бывает врожденным воспитателем, но может этому научиться. Если вы не будете учиться воспитывать своих детей, то не будете, понятно, уметь этого делать! В этом вам, однако, поможет чтение произведений известные советских воспитателей. Рекомендуем для этого все, до сих пор переведенные, сочинения Макаренко: «Педагогическая поэма», «Семья и воспитание детей», «Книга для родителей» и «Флаги на башнях». Затем брошюру Щелованова и Аксариновой — «Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях» и книгу чешских специалистов — «Ясли». Читайте медицинские книги, которые порекомендует вам врач или консультация. В них вы подробнее узнаете, как достичь того, чтобы вырастить жизнерадостного и разумного человека. Из книг вы узнаете также, как лучше всего устранить отрицательные черты характера ребенка. Наши советы, естественно, могут быть только вспомогательными. Побуждайте ребенка к активному сотрудничеству. Каждое действие, которое мы повторяем, становится легче. Повторение в определенных условиях и в определенное время развивает навык. Так вырабатываются навыки, будь то хорошие или плохие, которые, собственно говоря, являются условными рефлексами. И хорошие и дурные навыки требуют одинаковой работы для своего закрепления. Почему бы нам поэтому с самого начала не учить ребенка хорошим навыкам ?
|