Особые дети
В нашем государстве есть особые дети, которые имеют различные
отклонения в развитии.
Таких детей принято называть - дети с особыми образовательными
потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и
жизнедеятельности. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья - это
ребенок, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые
препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных
условий для получения образования.
Для этих детей существует особая система специального образования.
Специальное образование - это дошкольное, общее и
профессиональное образование, для получения которого детям с
ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия для
получения образования.
Существуют разные категории особых детей с ограниченными возможностями здоровья:
- неслышащие и слабослышащие
- незрячие и слабовидящие;
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
- умственно отсталые;
- с выраженными (глубокими) нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения;
- имеющие трудности в обучении, обусловленные задержкой психического развития;
- со сложными недостатками.
Все эти дети воспитываются и обучаются в специальных (коррекционных),
интегрированных и массовых общеобразовательных детских садах, школах и
школах-интернатах.
Специальное образование обеспечивает лицам с ограниченными
возможностями здоровья получение образования в соответствии с их
способностями и возможностями в адекватной их здоровью среде обучения в
целях адаптации и интеграции (реинтеграции) этих лиц в общество, в том
числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки их к трудовой
деятельности и семейной жизни.
Если лицо с ограниченными возможностями здоровья признано инвалидом,
специальное образование входит в индивидуальную программу реабилитации
инвалида в соответствии с законодательством о социальной защите
инвалидов.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на:
- бесплатное обследование психолого-медико-педагогической комиссией или медико-социальной экспертной комиссией;
- медико-психолого-педагогическую коррекцию физического и
(или) психического недостатков с момента их обнаружения независимо от
степени их выраженности в соответствии с заключением
психолого-медико-педагогической комиссии;
- бесплатное дошкольное образование, начальное общее и
основное общее образование с возраста шести-восьми лет в соответствии с
заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной
учебной программой. Сроки освоения основных общеобразовательных программ
начального общего и основного общего образования определяются типовыми
положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов
и не могут быть менее чем девять лет;
- получение бесплатного образования в специальном
образовательном учреждении, образовательном учреждении интегрированного
обучения, специальном образовательном подразделении или в
образовательном учреждении общего назначения в соответствии с
психолого-педагогическими и медицинскими показаниями
(противопоказаниями);
- бесплатное образование в образовательном учреждении
независимо от его организационно-правовой формы в соответствии с
государственными образовательными стандартами (в том числе специальными)
независимо от формы получения образования, гарантируемое
государственным именным образовательным обязательством;
- обеспечение в соответствии с социальными или
медицинскими показаниями транспортными средствами для доставки в
ближайшее соответствующее образовательное учреждение. Порядок
обеспечения транспортными средствами устанавливается Правительством
Российской Федерации.
|