Материалы сайта


Поиск



Развитие ребенка по месяцам

Из гостевой...

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS 





Вторник, 24.06.2025, 15:05

Главная » Статьи » Воспитание детей

Нравственное Воспитание Дошкольников В Младшем Возрасте
Нравственное Воспитание Дошкольников В Младшем Возрасте

Автор: Элеонора Уткина

Проблема нравственного развития, привлекающая в настоящее время все большее внимание психологов, является важной и актуальной для комплекса наук, связанных с нравственным воспитанием: психологии, педагогики, философии, этики. В отечественной психологии в соответствии с ее методологическими принципами нравственное развитие ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами (мотивами) поведения ребенка.
Особенности нравственного развития в младенчестве. С момента рождения взрослые организуют жизнь ребенка по социальным правилам. Его кормят, укладывают спать, купают в определенное время, приучая к режиму дня. Ухаживая за малышом, родители пользуются предметами, которые имеют строго фиксированные функции и правила применения: для пеленания - пеленки, для кормления - бутылочка с соской или ложка. После 4 мес. развитие хватания приводит к тому, что резко возрастает активность малыша в отношении предметов. Он начинает манипулировать с ними. И снова родители направляют манипулирование в определенное русло, в соответствии с правилами, которым ребенок подчиняется лишь в ситуации непосредственного контакта со взрослыми: Выполнение действий по правилам придает жизни малыша известную организованность. На всем протяжении первого года жизни взрослый выражает свое отношение к поведению ребенка, используя для этого экспрессивно-мимические средства: мимику, пантомимику, интонации речи. Одни действия малыша взрослый поощряет, другие порицает и, таким образом, выражает свои требования к ребенку. Младенец еще не понимает смысл этих требований, но хорошо чувствует интонацию голоса, улавливает эмоциональное отношение. Важной вехой в развитии младенца выступает включение взрослым в общение слов, означающих требования - "можно" и «нельзя». Малыш еще не понимает значения этих слов. Взрослый подкрепляет высказывания выражением соответствующих эмоций, говорит «Можно» - с радостной улыбкой и «Нельзя» - хмурясь. Младенец очень чувствителен к отношению взрослого. Он хочет чувствовать, что его любят, относятся к нему внимательно и доброжелательно. Поэтому слово «нельзя» в сочетании с соответствующей мимикой и интонацией голоса вызывает у него отказ от какого-либо действия или предмета.Развитие ориентировки на речь взрослого приводит в конце первого года жизни к установлению связей между словом и действием, способом поведения. Такие связи способствуют освоению ребёнком социальных форм поведения. «Скажи тете «до свидания», - говорит мама малышу, и он машет рукой. - «Скажи спасибо», - и он наклоняет голову .Итак, в младенческом возрасте на основе установления связи между словом и действием появляются первые формы нравственного поведения.
 Нравственное развитие в раннем детстве. В раннем детстве освоение ходьбы значительно расширяет сферу взаимодействия малыша с окружающим миром. Усложняются формы поведения ребенка, и расширяется круг доступных малышу предметов. Он все больше включается в совместную с взрослым деятельность, в частности бытовую. В то же время расширяется сфера проявления самостоятельности. Про¬исшедшие изменения в жизни ребенка вызывают необходимость введения более сложных нравственных правил. Например, про¬являть умение подождать, если воспитатель занят с другим ребенком, бережно обращаться с игрушками, убирать их на место, просить игрушки и делиться ими с другими детьми, не топтать зеленые насаждения, бросать мусор только в предназначенные для этого места. Кроме слов «можно» и «нельзя» появляется новый регулятор поведения малыша - слово «надо». Подчиняясь ему, ребенок может противостоять своим желаниям, преодолеть нежелание.
Требования, предъявляемые к малышу (от 1 года до 2 лет), должны быть обязательно посильны и положительно окрашены. Выдвигая их, необходимо учитывать желания ребенка и не ущемлять его интересы, растущее стремление к самостоятельности. Чрезмерно частые, необоснованные одергивания и запреты отрицательно влияют на поведение малыша, вызывая у него протест. Если взрослый сознательно выдвигает требования малышу, делает это систематически, следит, чтобы они не противоречили друг другу, и неукоснительно проверяет их выполнение, то следование таким правилам становится привычным для малыша.Ребенок быстро и четко реагирует на привычные правила, его складываются послушание, дисциплинированность, потребность выполнять просьбы взрослых. Появление этих качеств, в свою очередь, создает предпосылки для усвоения более сложных правил поведения. Например, на втором году жизни ребенка учат бережно относиться к игрушкам и убирать их на место. Формирование нравственных привычек в раннем детстве происходит в бытовой и предметной деятельности, когда взрослый демонстрирует способ поведения и требует от ребенка его волнения сначала в совместной с ним деятельности, а затем в самостоятельной. В раннем детстве ребенок уже может понять определенные правила, которые необходимо выполнять во взаимодействии с людьми или предметами. Конечно, такое понимание ограничено рамками наглядного, практического мышления малыша. Оно охватывает немногие признаки, данные в конкретной ситуации, в которую включен ребенок. Понимание правила нормы поведения основано на собственном опыте малыша, он наблюдает или ощущает на самом себе негативные последствия при нарушении правил и позитивные - при соблюдении. Поэтому уже с раннего возраста взрослый должен мотивировать выдвигаемые требования, опираясь на конкретные жизненные ситуации, на опыт деятельности ребенка.Стремление малыша к совместной с взрослым жизни и деятельности, его высокая подражательность делают особенно важным для нравственного развития пример взрослых. Он перенимает у воспитателей и родителей стиль поведения, манеры, привычки и даже отношение к людям, предметам, животным. Так, слова «плохо» и «хорошо» сначала выражают отношение взрослого, а ребенок лишь вспоминает и повторяет их в похожих ситуациях. Взрослый учит ребенка оценивать поступки и вызывает у него соответствующее эмоциональное отношение к тому, что в данный момент малыш видит в жизни или на картинке: «Мальчик толкнул другого мальчика. Так делать нельзя. Это плохо». Закрепляясь в сознании ребенка, такие оценки включаются в его собственную реакцию, выражая его положительное или отрицательное отношение к себе и поступкам других. В целом для ребенка раннего возраста характерна стихийная нравственность. Положительные поступки малыш выполняет по побуждению взрослого: помочь маме донести продукты, подать дедушке газету, угостить сверстника конфетой.Совершая положительные поступки, ребенок (до 3 лет) не выделяет их как таковые. Оценивает поступки взрослый, придавая им позитивный оттенок. Без контроля с его стороны малыш действует ситуативно и импульсивно, поэтому часто нарушает запреты. Чтобы устранить возможность нарушения запретов, целесообразно убрать предметы, с которыми не разрешается действовать, в недоступное место. Исключить возможность того, что ребенок их найдет или достанет; сделать недоступными опасные места; создать условия для положительных проявлений активности и самостоятельности (например, в движении, в игре, предоставив малышу достаточное количество игрушек в соответствии с его возрастом и интересами). Кроме того, ни в коем случае не следует, разрешать ребенку делать то, что будет, потом запрещено.

http://www.rusarticles.com/vospitanie-statya/nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov-v-mladshem-vozraste-1948090.html

Об авторе УТКИНА ЭЛЕОНОРА ВЛАДИМИРОВНА-воспитатель первой квалификационной категории
дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.


Источник: http://www.rusarticles.com/vospitanie-statya/nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov-v-mladshem-vozraste-1948090.html



Категория: Воспитание детей | Добавил: galek1857 (12.03.2010)
Просмотров: 4159 | Теги: хорошо .плохо, ребенок., возраст, поведение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Теги материалов

Форма входа




Закажи Письмо от Деда Мороза из Великого Устюга


Случайные фото


Последние комментарии:

Здравствуйте Ирина!
Узнать очередность в ДОУ теперь можно на сайте Госусл

Помогите ради Бога узнать очередь в садик,никак не могу зарегистрироваться на по

мы хотим посмотреть какие мы по очереди в детский сад

пОДСКАЖИТЕ КУДА В ЛИПЕЦКЕ МОЖНО СХОДИТЬ С РЕБЕНКОМ В 1.5 ГОДА?


Гартвих Дмитрий Сергеевич 30.11.2012.очередь в детский сад №22

Частный садик "Гномики"на 27 микрорайоне(Белана 1-41) http://vk.com/gn




Copyright TvoiGiD © 2008  Обратная связь Хостинг от uCoz



Rambler's Top100 Яндекс.Метрика